Биология
Рабочая программа
является приложением Основной образовательной программы основного общего
образования МКОУ «Новолакская гимназия им. Исаева Мутея».
· Рабочая программа
составлена на основе нормативно-правовых документов:
1. Закон «Об образовании»
РФ;
2. Федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897
(с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г),
3. Примерной программы по
учебным предметам по биологии;
4. Основной
образовательной программы МКОУ «Новолакская гимназия им. Исаева Мутея».
Биологическое образование
в основной школе должно обеспечить формирование биологической и экологической
грамотности, расширение представлений об уникальных особенностях живой природы,
ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе, развитие
компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой. Освоение
учебного предмета «Биология» направлено на развитие у обучающихся ценностного
отношения к объектам живой природы, создание условий для формирования
интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций.
Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических
задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты,
оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными
реалиями жизни. Учебный предмет «Биология» способствует формированию у
обучающихся умения безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить
исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно
аргументировать полученные выводы. Изучение предмета «Биология» в части
формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов
(наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического
применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами:
«Физика», «Химия», «География», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности»,
«История», «Русский язык», «Литература» и др. Цели биологического образования в
основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном,
личностном и предметном. Глобальные цели биологического образования являются
общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в
том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных
перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий
(объёмы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития
современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач
развития подростка, являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формулируются с учётом рассмотрения
биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому
они являются наиболее общими и социально значимыми. С учётом вышеназванных
подходов глобальными целями биологического образования являются: • социализация
обучаемых - вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая
включение обучающихся в ту или иную группу или общность носителя её норм,
ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных)
ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки. Помимо этого,
биологическое образование призвано обеспечить: • ориентацию в системе моральных
норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека;
формирование ценностного отношения к живой природе; • развитие познавательных
мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных
качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы,
формированием интеллектуальных и практических умений; • овладение ключевыми
компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой,
коммуникативной; • формирование у обучающихся познавательной культуры,
осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как
способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
Согласно учебному плану МКОУ «Новолакская гимназия им. Исаева Мутея» на
изучение биологии при освоении программ основного общего образования отводится:
5 класс – 1 час, 6-9 класс – 2 часа.